политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Северо-Западный »


Блеск и нищета питерской оборонки-6

Версия для печати
Сохранить статью

или «Зубры» для Греции

Для вероятного противника

В конце июня 2004 года со стапелей верфи ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» был спущен на воду третий десантный корабль на воздушной подушке класса «Зубр», построенный по заказу Афин для военно-морских сил Греции. На этой церемонии, в отличие от спуска на воду в апреле этого года построенного на «Северной верфи» очередного эсминца для ВМС Китая, не было замечено крупных московских или питерских чиновников, и посему СМИ данное событие практически не освещалось. Между тем сам факт военно-технического сотрудничества с Россией государства, входящего в НАТО с 1952 года, заслуживает большего внимания, чем продажа вооружений странам Азии. Причины, по которым страна - член НАТО стала закупать вооружение и военную технику в России, надо искать, как ни странно, в событиях 1974 года на Кипре. Тогда в ответ на попытку местных офицеров-греков, связанных с правящей в Афинах хунтой «черных полковников», поднять мятеж и свергнуть президента Кипра Макариоса III Турция оккупировала северную часть острова, где на следующий год было образовано самопровозглашенное Турецкое федеративное государство Кипр (с 1983 года - Турецкая республика Северного Кипра). Тогда же во избежание возможного вооруженного конфликта между Грецией и Турцией на Кипр был введен миротворческий контингент ООН (UNFICYP) и создана т.н. «зеленая зона», разделившая турецкую и греческую части острова. Присутствие «голубых касок» перевело греко-турецкую конфронтацию в «холодную» стадию, и поэтому до середины 80-х годов, несмотря на фактическую оккупацию северной части острова Турцией, Кипр не имел серьезной программы перевооружения своей армии, полагаясь на договор с Грецией, в соответствии с которым Афины обязывались предоставить Никосии военную помощь в случае вооруженного конфликта.

Но начиная с 1985 года обстановка на острове постепенно стала накаляться, участились случаи гибели гражданских лиц в «зеленой зоне» и нарушения самолетами турецких ВВС воздушного пространства Кипра. В ответ Никосия по согласованию с Афинами приняла решение о масштабных закупках оружия, увеличив в период с 1989 по 1998 год свои военные расходы на 73%.

В 1985-1994 годах основным партнером Никосии была Франция, поставившая на Кипр танки и береговую систему ПВО. Однако западное вооружение было признано слишком дорогим, а также недостаточно эффективным. Именно поэтому с 1995 года Кипр и Греция начали закупки военной техники в России. Так, в 1995 году ГК «Росвооружение» был подписан контракт с Кипром на поставку 41 танка Т-80У (выполнен в 1996 году), в 1996 году - контракт с Грецией на поставку 16 зенитно-ракетных комплексов «Оса» (выполнен в 1998 году), а в 1999 году заключен первый контракт на поставку Афинам 21 ЗРК «Тор-1М» (по классификации НАТО - SA-15/9A331) стоимостью 526 млн. долларов. 6 комплексов были размещены на Кипре.

Однако самой скандальной сделкой, получившей широкий международный резонанс, стало подписание в январе 1997 года контракта на поставку Греции двух ЗРК С-300ПМУ1 (по классификации НАТО - SA-10d), которые предполагалось разместить на Кипре для прикрытия развернутой в Пафосе греческой военно-воздушной базы. Сразу же после заключения контракта Турция объявила, что не допустит размещения С-300 на Кипре, поскольку их появление там якобы подорвет стабильность в Восточном Средиземноморье. Дело дошло до того, что турецкая морская охрана дважды проводила обыск на следующих через Босфор кораблях с целью обнаружить компоненты С-300 (2 сентября 1997 года - на египетском торговом судне и 16 июня 1998 года - на российском сухогрузе «Наташа-1»). Более того, 15 сентября 1997 года Анкара официально заявила, что в случае начала развертывания комплекса С-300 на Кипре нанесет по нему авиационный удар. Угрозы Турции мировым сообществом были восприняты всерьез, в результате чего в конце 1998 года Никосия приняла предложение Афин разместить С-300 на греческом острове Крит.

Впрочем, скандал вокруг поставок С-300 Кипру не повлиял на дальнейшее развитие российско-греческого военно-технического сотрудничества. Так, в 1998 году Россия участвовала в объявленном Грецией международном тендере на основной боевой танк (победил, правда, германский Leopard-1A5, а не омский Т-80УЕ), в 2000 году был заключен контракт на поставку до 2002 года Афинам 29 ЗРК «Тор - 1М» стоимость 700 млн. долл., а в 2001 году - на поставку 1100 противотанковых управляемых ракет «Корнет» (по классификации НАТО - AT-14/9M133) стоимостью 95 млн. долл. В этом же ряду стоит и заключенный между ГК «Росвооружение» и министерством национальной обороны Греции контракт на постройку двух десантных судов на воздушной подушке «Зубр».


Верхом на «Зубре»

Десантный корабль на воздушной подушке пр. 12322 класса «Зубр» (по классификации НАТО - «Pomornik», греческое обозначение - «Cefallinia») был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Его водоизмещение 540 т, длинна - 57 м, ширина - 22,5 м, максимальная скорость - свыше 60 узлов, вооружение - две пусковые установки МС-227 с боезапасом из 66 реактивных снарядов и две артиллерийские установки АК-630М. Корабль способен принимать на борт 500 человек морской пехоты и три танка. В настоящее время на вооружении ВМФ России находятся семь кораблей этого класса - пять на Балтийском флоте и два - на Черноморском.

Контракт с Грецией на поставку двух «Зубров» стоимостью 102 млн. долл. был заключен в январе 2000 года и предполагал передачу судов заказчику в 2000-2001 годах. В связи с этим первоначально было решено, что один корабль по данному контракту будет построен на верфи ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (заложен 25 мая 2000 года), а второй поставлен Афинам из наличия российского ВМФ. Однако спустя некоторое время решили второй «Зубр» для Греции также строить заново.

Строительство ДКВП для Греции вывело «Алмаз» в число лидеров в судостроительном секторе предприятий российского ОПК. Так, по данным российского Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ), в 2000 году «Алмаз» занял 1-е место в списке наиболее динамичных оборонных предприятий с темпом прироста продаж 1888% (1,6 млн. долл. в 1999 году и 31,8 млн. долл. - в 2000 году), 6-е место - по производительности труда (29,5 тыс. долл./чел.), 10-е место - по объему прибыли после налогообложения (5,9 млн. долл.) и 18-е место по объему продаж (31,8 млн. долл.). А в списке лидеров российского ОПК по объему продаж за 1999-2003 годы «Алмаз» занял 13-е место (136,1 млн. долл.).

Первый «Зубр» был передан представителям греческого военного ведомства 20 декабря 2000 года. Передача второго корабля планировалась на июнь 2001 года, однако из-за рекламаций со стороны заказчика, связанных с рядом технических проблем, состоялась только в конце 2002 года. Впрочем, это не помешало в сентябре 2002 года заключить с Грецией очередной контракт стоимостью 64 млн. долл. на постройку третьего «Зубра», который, как уже было сказано, спущен на воду в июне этого года и будет передан заказчику в ближайшее время.


Вторые в Афинах

Активное военно-техническое сотрудничество с Грецией дало возможность России стать вторым после США поставщиком вооружений для Афин. По данным, опубликованным в «Ежегоднике СИПРИ 2003», в период с 1998 по 2003 год Греция закупила ВВТ на 3958 млн. долл. Из них 1884 млн. долл. пришлось на США, 667 млн. долл. - на Россию, 614 млн. долл. - на Германию, 336 млн. долл. - на Нидерланды, 190 млн. долл. - на Францию и 120 млн. долл. - на Украину. Это дало повод некоторым российским госчиновникам строить радужные планы по продаже Афинам российского вооружения в ближайшем будущем. Так, например, во время визита в Москву в июле 2003 года главы оборонного ведомства Греции Папандониу руководство ФГУП «Рособоронэкспорт» обсуждало с ним возможности дальнейших закупок Афинами российского вооружения и модернизации ранее поставленной боевой техники. Речь шла, в частности, и о поставке еще одного ДКПВ «Зубр». Однако возможности таковыми и остались.

Дело в том, что, во-первых, еще в 2000 году Греция заключила контракт на поставку двух таких кораблей с Украиной. Поскольку на «незалежной» Украине свято чтут советские традиции секретить все и вся, то о данном контракте известны только его цена (98,5 млн. долл.) и сроки поставки (2001 год). Но было бы наивно считать, что испытывающий очень серьезные экономические трудности Киев упустил возможность заработать толику валюты. Во-вторых, по итогам 1998-2002 годов Греция заняла 6-е место в списке мировых импортеров оружия, пропустив вперед только Китай, Тайвань, Индию, Турцию и Саудовскую Аравию. Поэтому в Афинах, несмотря на бюджетный профицит 2002 года в 0,8%, приняли решение о сокращении в последующие годы военных расходов с 5 до 4% от ВВП, разумно посчитав, что страна еще не настолько экономически сильна, чтобы закупать вооружения сверх необходимого минимума.

Впрочем, для «Алмаза» прекращение работ по греческим контрактам вряд ли будет иметь серьезные последствия. Иностранные заказы помогли фирме не только выжить, но и создать серьезный задел на будущее. Так, в июне 2003 года на проходившем в нашем городе первом военно-морском салоне IMDS-2003 ЦМКБ «Алмаз» представило ряд своих новых проектов. Среди тех, которые уже запущены в производство, - первый в мировой практике малый ракетный корабль на воздушной подушке пр. 1239. В настоящее время в составе ВМФ РФ имеются два таких корабля - «Самум» и «Бора». Был продемонстрирован и строящийся на «Северной верфи» для российского флота корвет пр. 20380 типа «Стрегущий», причем присутствующий на салоне главком ВМФ адмирал Куроедов пообещал заказать аж 20 кораблей этого проекта. Однако существует и экспортный вариант корвета, вооружение которого состоит из противокорабельного ракетного комплекса «Уран», артиллерийского комплекса А-190, двух ЗРК «Каштан», противолодочного комплекса, оснащенного ГАС с буксируемой антенной и палубного вертолета Ка-28.

Кроме того, в ЦМКБ «Алмаз» разработан и ряд других перспективных проектов. Это сторожевики нового поколения пр. 10412 типа «Светляк», пр. 14310 «Мираж», пр. 12200 «Соболь», пр. 12150 «Мангуст» и пр. 12260 «Ястреб», а также катера пр. 1241 «Молния» и пр. 12300 «Скорпион». А в феврале этого года на стапелях «Алмаза» был заложен новый артиллерийский корабль класса «река-море» «Астрахань», являющийся головным в серии из 10 судов для Каспийской военной флотилии.

Помимо проектирования и строительства военных судов, «Алмаз» также занимается и гражданским судостроением. В частности, активно продвигается на рынок корабль на воздушной подушке класса «Ирбис». Созданный в начале 90-х годов, «Ирбис» может работать при разнице температур от - 40 до +40 градусов по Цельсию, причем воздушная подушка позволяет ему двигаться по наклонным поверхностям, ледяной крошке и торосам, перевозя до 35 человек. Однако высокая цена (от 600 до 700 тыс. долл. в зависимости от комплектации) делает продажу «Ирбиса» в России делом весьма трудным.

В завершении следует сказать и о том, что в 2000 году ЦМКБ «Алмаз» и «Северная верфь» победили в тендере на строительство парадного катера VIP-класса для командования Ленинградской военно-морской базы. Таких «адмиральских» катеров, на которых принимают военно-морские парады, возят официальные делегации и катают высшее начальство, на базе было пять, но все они безнадежно устарели и по сравнению с западными собратьями выглядели бедными родственниками. Поэтому в связи с 300-летием Петербурга было решено заказать новый VIP-катер. Данный проект для «Алмаза» также является перспективным, поскольку на мировом рынке спрос на катера VIP-класса (при цене порядка 2 млн. долл.) превышает предложение, и заказчикам приходится стоять в очереди от 3 до 5 лет.


04.10.2004



Иван Дмитриев
Версия в Питере

В начало статьи

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Наш твиттер


Контекст

»

Восьмой форум активных граждан «Сообщество» начал свою работу


24 и 25 октября 2017 года в Санкт-Петербурге проходит предпоследний в этом году форум активных граждан «Сообщество», на котором обсудят острые социальные вопросы развития регионов

»

История «Матильды»: режиссер Алексей Учитель обратился за помощью к силовикам


Алексей Учитель, у которого в Петербурге подожгли киностудию, отказался от охраны православных активистов из «Сорок сороков» и обратился за помощью к ФСБ и МВД

»

Новости коррупции: «Кресты-2» отметились взяткой в 350 млн рублей


За 10% от указанной стоимости работ бывший замначальника УФСИН Сергей Мойсеенко готов был подписывать акты приемки НЕвыполненных работ по строительству «Крестов-2» с главой компании «Петроинвест» Русланом Хамхоковым

»

Летать в Калининград будет дешевле


На совещании в Пионерском о развитии транспортной инфраструктуры Владимир Путин поручил обнулить НДС на авиаперевозки в Калининградской области и разобраться с ценообразованием. Билет будет стоить меньше 9 тысяч рублей

»

Из жизни врио губернаторов: Владимир Путин приехал в Калининградскую область


Президент провел совещание по вопросам транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, осмотрел терминал Храброво, встретился с врио губернатора Антоном Алихановым. Калининградская область одна из первых выполняет «майские указы» президента

»

«Балтийский Артек» собрал молодых учителей


С 19 по 25 июля в Калининградской области проходит форум «Балтийский Артек». Молодые учителя из 70 регионов страны встречаются с экспертами в самых разных областях жизни, проводят мастер-классы, тренинги и семинары


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия