Всего в НСО до начала строительства этого обхода были и остаются три дороги федерального значения: Омск—Новосибирск, Новосибирск—Кемерово и Новосибирск—Барнаул. За их содержание, ремонт и реконструкцию отвечает ГУ Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» (ФУАД). Оно же контролирует все федеральные дороги в регионах — Алтайском крае, Республике Алтай, Омской, Томской и Кемеровской областях. На Северном обходе ФУАД выполняет функции государственного заказчика. Эта объездная трасса почти на всем своем протяжении строится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к автомобильным дорогам первой категории. Она разбита на 12 пусковых комплексов — участков, имеющих самостоятельное транспортное значение. В результате запуска одного комплекса разгружается часть местных дорог. О важности этой трассы много говорилось в различных СМИ, в том числе и в нашей газете. Скорейший запуск объекта позволил бы направить огромный автомо-бильный грузопоток в объезд такого мегаполиса, как Новосибирск, что в значительной мере продлевает сроки эксплуатации городских дорог, улучшает экологическую обстановку, способствует снижению аварийности, быстрой доставке грузов к пунктам назначения. Краткая же история строительства такова. В 1999 году в Новосибирске были проведены торги среди строительных организаций за право заключения государственного контракта с ФУАДом на выполнение работ на шести из двенадцати пусковых комплексов Северного обхода. Победителем торгов стал Консорциум, состоящий из двух организаций — ООО «ФЭЦИТ» и OАО «Корпорация «Трансстрой», который чуть позже был преобразован и зарегистрирован как ООО «Сибтрансстрой». В этом же, 1999 году, «Сибтрансстрой» получил из федерального дорожного фонда 380 млн рублей, однако освоить их не смог. В 2000 году история повторилась. Из 853 млн рублей государственных денег было освоено лишь 545 млн руб. Долг фирмы перед государством возрос до 400 млн рублей (при уставном капитале 8,4 тысячи рублей). Как видите, «Сибтрансстрой» не торопился со строительством. Деньги из федеральногo дорожного фонда поступали с завидным постоянством, но на что они тратились, остается только строить предположения, поскольку проведенные ФУАДом проверки финансово-хозяйственной деятельности показали, что в самом «Сибтрансстрое» этих денег нет. Да к тому же, начиная с 1999 года, эта организация постоянно нарушала условия госконтракта: не выполняла намеченные планом объемы работ и не обеспечивала необходимого качества работ. А главное, сам контракт с «Сибтранс-строем», как выяснилось, был заключен с нарушением определенной федеральным законом процедуры проведения торгов. Не будем вдаваться в юридические тонкости, скажем лишь, что у ФУАДа, вынужденного обратиться в судебные органы для разрешения этого вопроса, на сегодняшний день имеется решение арбитражного суда НСО (дело А45 — 649/02 КГ 15/43) о том, что госконтракт с «Сибтрансстроем» признан ничтожным... Учитывая названные обстоятельства, заказчик еще в апреле 2001 года решил расторгнуть контракт и заключить его с бывшим субподрядчиком «Сибтрансстроя» — ОАО «Сибмост». Такой шаг, считают в ФУАДе, был сделан ими вполне обоснованно и законно. Во-первых, расторжение контракта совпало с началом строительного сезона, и организация новых торгов (длящаяся обычно три-четыре месяца) означала бы одно: поставить крест на планах 2001 года. Во-вторых, законодательством о проведении торгов предусмотрено, что в случае, когда представленные победи-телем торгов данные не соответствуют действительности, контракт может быть заключен с организацией, занявшей второе место. Таким образом, выбрав подрядчиком «Сибмост», руководство ФУАДа действовало на законных основания (кстати, это было подтверждено в заключении экспертов из института госзакупок, специализирующегося на подобных процедурах) и в выборе своем не ошиблось. Читатели могут сами в этом убедиться, посмотрев в сравнительные таблицы двух организаций. На сегодняшний день «Сибмост» выполнил объем работ с перевыполнением плановых заданий на 265 млн руб., что примерно равно сумме долга «Сибтрансстроя»! А теперь пусть читатели сами ответят на вопрос, кого из двух предложенных подрядчиков они выбрали бы для ведения строительных работ? Правда, мы не можем обойти здесь одну существенную проблему: ФУАД не может принять работу «Сибмоста», ввиду отсутствия государственных лимитов. То есть без гарантий государства, что эти работы «Сибмосту» будут оплачены из федерального бюджета. Но тем не менее новый генподрядчик за счет собственных ресурсов и привле-ченных средств продолжает строительство, не будучи уверенным, что эти работы будут ему оплачены. И что же получается? Существует две организации: одна из них должна государству 265 млн руб., другая, наоборот, практически кредитует стройку. При этом правомерно спросить: почему соответствующие органы не проявляют особого интереса и активности в поисках каналов, по которым уходили государственные деньги? До сих пор эти органы ограничиваются заявлением о своем невмешательстве в спор двух хозяйствующих субъектов, при этом не придавая значения тому, что речь идет о государственных средствах. Следуя логике и изложенным фактам, можно предположить: а нет ли в органах, призванных осуществлять государственный контроль за расходованием денег в сфере строительства, людей, заинтересованных в том, чтобы деньги из федерального бюджета «прокручивались» именно через «Сибтрансстрой»? В пользу такого предположения говорит факт, когда отдельные чиновники в буквальном смысле обязывают (!) заказ-чика возобновить договор подряда с «Сибтрансстроем» (копия Протокола совещания в Департаменте строительства автодорог и методологии проектирования в распоряжении редакции имеется). А подобного рода деяния предусмотрены в статье 179 УК РФ «Принуждение к соверше-нию сделки или к отказу от ее совершения». Нам не нужна закулисная борьба, — говорят и в ФУАДе, и в «Сибмосте». Здесь хотят гласности и открытости во всем, что касается строительства Северного обхода. А для этого, вероятно, необходим профессиональный и объектив-ный анализ ситуации со стороны специалистов и общественности. Возможно, такой анализ в состоянии провести комиссия, куда войдут общественные организации и люди, способные мыслить аналитически, а не действовать в чьих-то корыстных интересах. ФУАД не возражает и готов, как и всегда, предоставить такой комиссии всю свою документацию: смотрите, разбирайтесь и принимайте решение. Любое. Лишь бы оно было объективным и помогло скорейшему вводу в эксплуатацию важнейшего для Новосибирска на сегодняшний день объекта — Северного обхода.
|