Чуть ли не полторы недели потребова-лось, чтобы выяснить, было ли ЧП
"Электронное сообщение звучало как SOS. Представитель института «Ученые Сибири за глобальную ответственность» (УСГО) Сергей Пащенко информировал об источ-нике радиоактивного загрязнения, опас-ность которого, по его словам, ни в какое сравнение не идет с хвосто-хранилищем НЗХК, обнаруженными учеными института выбросами ядерного реактора Северска на реке Томи или радио-активными загрязнениями, опять-таки выявленными УСГО, рядом с международной автострадой в Челябинской области.
Приборы сотрудников института среаги-ровали на повышение радиоактивного излучения вблизи проходной завода
«Промстальконструкция» - на улице Тайгинской, 11. Его источником сначала посчитали гранитный щебень, который частенько «фонит». «Но дальнейшее измерение радиации около бесформенной железной массы привело нас в шок - приборы завизжали, началась интенсивная разрядка блоков питания, и на табло выскочили цифры 80000-140000 эквива-лентных мкр/час. Или, на более специ-фичном языке для бета-излучателей - более 420 Бк/кв.см с поверхности автопо-грузчика». Далее Сергей Пащенко сообщал,
что в ходе оперативного полевого иссле-дования УСГО на брошенном каре выявлено два типа загрязнений - радиоактивная ржавчина, свидетельствующая о том, что автопогрузчик долгое время эксплуа-тировался не в самой благоприятной среде, и пылесмазочная смесь - следст-вие недавнего ремонта. Излучающим элементом назывался стронций с коротко живущим дочерним продуктом иттрием, относящиеся к среднеактивным отходам по классификации для атомных станций. Обращение с ними требует выполнения строжайших мер контроля и изоляции их от возможного соприкосновения с человеком.
А тут радиоактивная рухлядь брошена фактически прямо на улице. Сквозь зияющие в заборе дыры пройдет любой взрослый, тем более это не преграда для подростков и ребятни, так любящей раскручивать винтики-болтики брошенных механизмов. То есть меры должны быть приняты незамедлительные. Радиоактивная находка была сделана вечером 3 сентября,
редакция получила сообщение по электрон-ной почте 5-го. Однако, когда наутро я последовательно начала обзванивать организации, ведающие вопросами эко-логии и радиоактивной безопасности населения, оказалось, что до сих пор никаких мер не принято. Более того, в главном управлении ГО и ЧС, областном Центре санэпидемнадзора, Сибирском центре Госсанэпидемнадзора «Медбиоэкст-рем», городском и областном комитетах экологии ни сном ни духом не ведали о выявленном радиоактивном загрязнении. Признаюсь, это несколько поколебало мою уверенность в гражданской позиции сотрудников института «За глобальную ответственность». «Глобальность» - звучит, конечно, здорово, но раз они так убеждены в опасности радиоактивного загрязнения, о нем следовало бы сообщать не только журналистом, но в первую очередь организациям, которые отвечают за устранение подобных ЧП. Наконец обнаружилось, что некоторые ответственные товарищи все-таки «в курсе». А именно Новосибирская инспек-ция Госатомнадзора, куда позвонили из Западно-Сибирского центра мониторинга окружающей среды, руководителя которого все-таки сочли необходимым проинфор-мировать сотрудники института «Ученые Сибири за глобальную ответственность» (УСГО). Как мне объяснили, в органи-зациях, отвечающих за радиоактивную безопасность, существует практика информировать друг друга, но только тогда, когда информация официально подтверждена. Видимо, три дня - недоста-точный срок, чтобы разобраться, что там - очередные страхи, нагоняемые УСГО, или действительно опасное радиоактивное загрязнение.
Однако практика работы ответственных организаций продолжала удивлять и дальше. В городском комитете экологии, взглянув на карту, определили, что улица Тайгинская проходит аккурат по границе Новосибирска с Новосибирским сельским районом. То есть «заниматься мы, конечно, будем, и спасибо, что позвонили, но это больше дело област-ного комитета экологии». В Новоси-бирской инспекции Госатомнадзора заявили, что их дело - контроль за радиоактивными источниками на терри-тории предприятий, а вовсе не радио-активные загрязнения. Этим должны заниматься в Сибирском региональном базовом центре Госсанэпидемнадзора
«Медбиоэкстрем». Если же радиоактивное загрязнение за территорией предприятия -тогда Центр мониторинга окружающей среды и санэпидемнадзор. Но опять закавыка: радиоактивная рухлядь вроде бы и за забором предприятия «Промсталь-
конструкция». Только что это за забор, если через него при желании без труда может проникнуть любой. Впрочем, надо признать, в Западно-Сибирском центре мониторинга окружающей среды и отделе по радиационному контролю областного Центра санэпидемнадзора по поводу места находки не рядились, а сразу отправи-лись на исследования. Что, как оказа-лось, сделать было довольно непросто. Сотрудники Центра мониторинга окружа-ющей среды попали за забор «Промсталь-конструкции» только после ходатайства перед дирекцией предприятия руководства Госатомнадзора, а инженерам лаборатории по радиационному контролю СЭС пришлось брать анализы чуть ли не втихую.
10 сентября результаты исследований были лишь очень приблизительными. Как мне объяснили в Центре санэпидемнад-зора, медлительность объясняется тем, что измерение малых величин радиоактив-ности - процесс долгий. Обнаруженное, скорей всего, не стронций, и не в тех активностях, как намерили УСГО, а уран -продукт деятельности завода химконцент-ратов. Виктор Турбинский, руководитель центра Госсанэпидемнадзора «Медбио-экстрем», по чьему ведомству проходят официальные исследования, заявил, что о результатах готов будет говорить только 12-го...
Вопрос первый. Почему сотрудники общест-венного института УСГО могли замерить характеристики радиационного загряз-нения буквально на месте в тот же час, а официальным государственным орга-низациям не хватило на это недели? Если дело в приборной базе, может, нам с вами стоит всем вместе скинуться? А то ведь страшненько. Случится какое-нибудь радиоактивное ЧП, а наши «радиационные» ведомства будут неделю определять, что почем.
Вопрос второй. Почему обломки автопо-грузчика на «Промстальконструкции» за все это время не прикрыли хотя бы куском
полиэтилена, чтобы радиоактивную грязь не смывало дождем? Почему около нет знаков радиационной опасности? Все, на что удосужились на «Промстальконструк-ции» - заварить дыру в заборе металли-ческой решеткой. Хотя, по нашему представлению, времени вполне хватало для дегазации небольшого участка.
Не знаю, как у вас, а у меня после знакомства с «кухней» организаций, ведающих вопросами экологии и радиацион-ной безопасности, спокойствия не приба-вилось. Если на действующих предприя-тиях, где имеют дело с радиоактивными источниками, контроль налажен, то, стоит «лодке» дать течь, за опасными объектами уже не уследишь. В 2000 году в одном из гаражных кооперативов Новосибирска была найдена свалка радиоактивных искусственных камней из стеклоплавильных печей завода «Экран». Совсем недавно на заводе «Искитим-
цемент» был похищен приборный блок, радиоактивный источник из которого вор, по-видимому, принял за платину. Найти его так и не смогли, поэтому, где будет «фонить» и где вести разыскные работы, никто из специалистов сказать не может. Случай с радиоактивным загрязнением на «Промстальконструкции» -только очередной в этом ряду. Из-за тяжелого финансового положения часть помещений предприятия сдается в аренду коммерческим структурам, часть зданий продается, старое оборудование выбрасывается на свалку и в металлолом без должного контроля. А поскольку механизмы могут иметь радиоактивное загрязнение, как в данном случае, от очередного ЧП никто не застрахован.
P.S. Вчера в 12 дня мы наконец-то получили результаты исследований лаборатории радиационного контроля Центра Госсанэпидемнадзора Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.
МЭД гамма-излучение на всех измеряемых позициях не превышает фон Новосибирска.
На внешней поверхности шланга возду-ховода и на передней стенке автопо-грузчика зарегистрировано повышение плотности бета-излучения (от 1,3 до 2,3 раз).
Так что приближаться к автопогрузчику ближе одного-двух метров не рекомендует-ся. За пределами же территории предпри-ятия превышения уровня радиоактивности не наблюдается.
"