"Закон о борьбе с экстремизмом коснется каждого десятого молодого петербуржца. По нашим оценкам, именно столько жителей города в возрасте 16 - 20 лет принадлежат к различным боевым группировкам.
Все одинаковые
Молодежные "фирмы" в своем нынешнем виде возникли в Питере 5 - 7 лет назад. По форме они представляют собой гибрид западных националистических движений и группировок Казани середины восьмидесятых. Объединение по принципу микрорайонов постепенно отходит. Серьезные "фирмы" имеют свой устав (говорят, что это может быть книга толщиной с том Достоевского), который регламентирует, что можно, а чего нельзя, вплоть до мелочей. Каждый должен хранить в тайне, к какой "фирме" он принадлежит.
В одних группировках нельзя бить пожилых кавказцев или чернокожих, в других можно убивать хоть младенцев. Одни считают, что "гасить" инородцев нужно при любом подходящем случае, другие, наоборот, делают это только на "акциях". Из некоторых группировок выход свободный, но у большинства за это могут, как минимум, избить до полусмерти (от "борьбы" отходят постепенно - с возрастом и появлением семей). У одних "фирм" есть единственный лидер, заслуживший авторитет в драках, у других - иерархия: "основа" (те, кто стоял у истоков "фирмы"), "приближенные" (кандидаты в группировку, к поступкам которых присматриваются).
Члены "фирмы", как правило, имеют собственные атрибуты: одинаковые "каголы" (кепки) или "бомберы" (куртки). Некоторые носят одинаковые татуировки или прически (например, участники группировки "Клетки" выбривали на затылке сетку). Во многих фирмах формально нельзя пить и курить, хотя это мало кто соблюдает. Но если пацан начинает злоупотреблять или слабо показывать себя в драках, его скорее всего выгонят как "балласт". Потому что он может опозорить всю "фирму".
Честь "фирмы" должна регулярно отстаиваться в драках стенка на стенку - "зарницах" (если кто забыл, это название военно-патриотической игры в советские времена). "Зарницам" почти никогда не предшествует конфликт - это просто соревнование, выяснение, "кто круче". Чаще всего "зарницы" проводят в ЦПКиО: в разных частях парка собираются группировки и идут искать друг друга. Если нашли в течение часа, начинается побоище. Драться битами, камнями, ножами - моветон, но и без этого пострадавших (а по слухам, и убитых) хватает. В минувшее воскресенье, например, в ЦПКиО была мощная "зарница" "гремлинов" и "дарков".
"Вперед, за Питер"
Другой "выход в свет" - это матчи "Зенита". Кто больше хулиганил на трибунах, кто пронес и зажег больше фальшфейеров - все это работает на авторитет "фирмы". Обязательно участвовать в выездах, особенно в экстремальных - в Москву. Рассказывают, что, когда в день матча поезд из Питера подъезжает к Твери (там живет много фанатов "Спартака"), парни сидят в купе, замотав дверные ручки полотенцами и с армейскими ремнями на изготовку. Иногда в вагоны врывается до сотни "свиней" (так называют спартаковских болельщиков), ищут и нещадно бьют соперников. Хуже всего тем, кто добирается на "собаках" (электричках), - многие сбиваются для поездки в группы до полусотни человек. В пригородах Москвы поезд нередко закидывают камнями. В столице экстремалы из Питера крайне редко проводят акции, в основном сами "шифруются", прячут атрибутику (если она есть). Зато в Питере все наоборот - ищут "зашифрованных" москвичей, бьют их, закидывают поезда камнями. Экстремалы ненавидят именно москвичей, в отличие от мирных фанов, которые воюют с "мясом" ("Спартак"), а с "конями" (ЦСКА) дружат.
"Акции" экстремалов направлены в основном против всех лиц неславянской внешности, будь они из Баку, Киншасы или Дели. Из петербуржцев боевые "фирмы" лупят панков и неформалов (поклонники "Алисы", "Кино" и т. д.). Невозможно покинуть, например, концерт "Короля и Шута" в одиночку: все подступы к дворцу обложены жаждущими крови молодыми волками. Бьют и парней и девчонок. Бьют лежачих ботинками "милитари" с наполовину вбитыми в подошву стальными болтами (удар по касательной оставляет на лице врага рваную рану). В последнее время наметилась любопытнейшая тенденция: панки стали повально уходить в скинхэды. Главная причина - желание быть сильными. А это возможно только сообща. Панки же по природе не бойцы, друг за друга заступаются редко. Сменить взгляды просто: в "фирмах" не обращают внимание на прошлое, если человек им подходит.
Идейные хулиганы
Наиболее распространенные движения сегодня - это "хулиганы", скинхэды, "Партия свободы" и рэпперы, которых часто путают друг с другом. Большинство скинхэдов (бритоголовых) исповедуют идеи Гитлера и Муссолини. Истреблять другие расы скины не собираются. Они хотят лишь, чтобы каждый народ жил в своей стране, чтобы приезжие, например, с Кавказа, не отбивали хлеб у коренных петербуржцев. Идеология называется White Power (Белая сила). Правда, многие бритоголовые не особо подкованы идеологически (Гитлера называют "крутым чуваком"), для них главное - осознание своей силы в единстве, не важно, против кого эта сила направлена. Здесь скины очень похожи на "хулиганов", для которых главное - это демонстрация собственной лихости. Правда, скины, вступая в "фирму", получают ее идеологию как данность, "хулиганы" же могут придерживаться каких угодно взглядов. За отличие в драках хулиганы получают право носить белые шнурки в ботинках - это как орден для солдата. "Партия свободы" - это бритоголовые бойцы, придерживающиеся коммунистических идей. В отличие от скинов, которые разбиты на небольшие группы (есть и одиночки), "Партия свободы" - единая организация, насчитывающая до 200 человек. Рассказывают, что из нее наиболее сложно выйти. Рэпперы по взглядам пацифисты. Как носители "черной культуры" в середине девяностых бывали биты фашиствующими коллегами по экстриму. Вследствие этого у них возникла боевая организация "Беспредел" (ее члены носили на лодыжке татуировку в виде пляшущего человечка с кривыми ногами и поднятыми вверх руками).
Члены "Беспредела" занимались продажей наркотиков, и года три назад практически всех активистов пересажала милиция. Сейчас они вернулись. Их называют "старшим Беспределом", поскольку успел появиться и "младший" (большинство проживает в Рыбацком). В городе возникли и другие группировки "рэпхулс" (например, на Васильевском острове это "слоны"). Рэпперы считают друг друга братьями чуть ли не по крови, а потому особенно жестоко мстят отступникам. Поклонники рэпа делятся на тех, кто слушает музыку в исполнении черных или белых исполнителей. Но даже те, кто "рубится" с чернокожими, ненавидят кавказцев так же, как и их враги - скинхэды.
Фашизм почти не виден
На прошлой неделе в Питере прошло Межведомственное совещание по противодействию экстремизму в деятельности городских молодежных организаций. Горпрокурор Иван Сыдорук признал, что правоохранительные органы не владеют полной информацией о молодых экстремистах. И это еще очень мягко сказано. Блюстителям известны лишь 187 "ультрас": 150 футбольных фанатов, 20 скинхэдов и семеро "хулиганов". Все они состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, а те, кто уже вышел из зеленого возраста, на учете не состоят. Убийств, произошедших именно в ходе разборок "фирм", не зафиксировано.
Драка на стадионе стоит 70 тысяч долларов
Национализм является отличительной чертой всех агрессивных молодежных течений. От того, как понимают его юные экстремалы, зависит и дальнейшее развитие ситуации, которую уже сейчас многие называют взрывоопасной. Но большинство парней лучше умеют драться, чем излагать свои взгляды. Скинхэд, назвавшийся Шульцем, скорее исключение из правил.
- Как ты пришел в "белое движение"?
- Началось все с того, что я стал задумываться над тем, что говорят знакомые. Понял, что с бардаком, который твориться в нашей стране, нужно что-то делать. Читал труды Гитлера и Родзаевского, считаю, что они во многом были правы.
- Правильно уничтожать других людей?
- Каждый должен жить в своей стране. У каждого народа свой менталитет, а когда все вперемешку - начинаются проблемы. Например, мы, русские, по натуре хаотичны. С третьего класса мы начинаем прогуливать школу, потом первая сигарета, первая рюмка, у многих - наркотики. А в том же классе учится еврей, который не лучше и не хуже, а просто другой по менталитету. Он учится, работает и, наконец, выбивается в люди. За собой, естественно, начинает тащить соотечественников. Или "хач" (кавказец. - Прим. авт.), который приехал сюда к какому-нибудь родственнику, который поднялся на торговле героином. Они делают деньги на смерти моих друзей. Вместо того чтобы изучать наши обычаи и следовать им, они навязывают нам собственные. Поэтому мы и воюем с ними.
- А скины способны исправить ситуацию? Неужели погромы на рынках способствуют социальной справедливости?
- "Акции" далеко не всегда бывают спонтанны. У группировок масса источников дохода. Иногда им платят за то, чтобы разгромили какого-нибудь "шавермиста" под якобы беспорядки. Бывает, заказывают "мочить" какого-нибудь черного по всем направлениям его бизнеса. Например, на квартире водку "крутят". Такую "хату" разгромить приятно, а если еще и денег за это дают... Один из самых важных источников - видеосъемка "зарниц" и побоищ на стадионах. Потом кассеты вывозят в Европу и продают местным группировкам. За это платят хорошие деньги. Устроить драку на стадионе стоит 70 тысяч долларов. Перед "зарницами" стороны обязательно оговаривают, кто будет снимать происходящее.
- Много говорят о том, что с молодежными группировками работают политические партии...
- За всеми движениями стоят очень большие деньги. Я не знаю всего. Но у многих фирм свои тренажерные залы, офисы с евроремонтом. Я каждый год слышу, что готовится восстание. Вовлеченных людей становиться все больше. "
13.09.2002
Денис Терентьев, Надежда Карякина Вечерний Петербург